Как выбрать свой первый катер или моторную лодку?

Если вы “болеете” водой (не важно большой или малой), то практически каждая “посудина” вызывает неподдельный интерес, а многие из красавцев катеров ещё и желание ими обладать. Иногда покупки “на эмоциях” интуитивно попадают в “десятку” и служат нам годами, но и разочарование в скоропалительном приобретении тоже весьма обыденная штука. 

Поэтому, давайте отбросим эмоции и зададимся первым вопросом - зачем нам нужен катер или лодка, и в чём между ними разница?

Начнём с последнего, и давайте сразу выведем за скобки известные суперяхты не менее известных личностей. Эти шедевры кораблестроения и дизайна называют лодками скорее по недоразумению (ну или в целях маскировки), а их заказчики меньше всего нуждаются в чьих-то мнениях и советах. 

В “каноническом” определении, катер имеет интегрированный в его корпус мотор (практически аналог автомобильного). Однако, предложение современных лодок с ПЛМ (подвесным мотором) столь велико, что глупо его игнорировать только по признаку формального определения. Предлагаю объединить эти понятия - нам же нужно будет “ехать, а не шашечки”.

Итак, в контексте данной статьи катер - это судно с жестким (с известными оговорками - РИБ) корпусом, любым ДВС, имеющее дистанционное управление (руль или штурвал) и длину от 5 до 20 м.

А дальше начинается масса нюансов (надстройка, компоновка, опции комфорта и т.п.), собственно и определяющих преимущественное целевое использование судна, а значит и наш выбор.  

 

Итак.

  • Транспортное средство. Для жителей многих населённых пунктов, расположенных вдоль русел великих русских рек (Сибирь, Поволжье и др.), именно катер (моторная лодка), а не автомобиль являются “не роскошью а средством передвижения”, во всяком случае в период навигации. В качестве такого утилитарного средства перемещения из пункта А в пункт Б вполне подходят “классические” катера и моторки, длиной 3.5 - 6 м, с открытым кокпитом (без всяких надстроек). Для пары - тройки часов пути и перемещения пассажиров и груза нам не нужны всякие бытовые изыски, а открытое полезное пространство позволяет трансформировать его под транспортные, рыбацкие или иные потребности. Конечно, дистанционное управление намного предпочтительнее румпельного, но тут возможны варианты, вплоть до аутентичных конструкций судовых корпусов, характерных именно для конкретных регионов. 

 

  • Периодические водные прогулки с семьёй и друзьями. Какие радости нам дарит уикенд на воде? Покатушки с ветерком, купание с лодки, поиск уединённых пляжей для “десантирования” на берег и т.п. А в чём главная сложность? В первом же выходе на воду как правило выясняется, что это отправление естественных нужд (особенно это актуально в смешанном коллективе). Второй и не маленькой “ложкой дёгтя” в бочке прекрасного настроения часто становятся солнечные ожоги, которым дополнительно способствуют, отражённые от водной поверхности, УФ лучи. В свете всего вышесказанного и исходя из собственного опыта, я бы рекомендовал в этой нише компоновки лодок типа walkaround (маленькая каюта примерно в центре кокпита) и cuddy cabin (закрытая носовая часть судна). В таких лодках, пассажиры получают возможность укрыться от солнца, отдохнуть от отдыха, сходить в туалет, помыть руки и даже приготовить обед, пусть и в спартанских условиях. Для похода на световой день и даже уикенд, очень даже неплохо. Для совсем коротких прогулок подойдут суда типа bowrider, катера с открытым носом.
  • Многодневные путешествия с, в том числе и с возможностью выхода в офшорную зону. Конечно, известны случаи выживания пловцов, унесённых в открытое море на матрасе, а викинги совершали трансатлантические “круизы” на весьма примитивных и небезопасных драккарах. Но мы говорим об адекватном и безопасном времяпрепровождении в условиях длительного тура, а значит, скорее всего, наш выбор будет склоняться в сторону кабинного круизёра длиной никак не меньше 6 м, а оптимальной длиной для многодневных круизов в условиях практически домашнего комфорта оптимальны размеры в 30 - 45 футов (примерно 10 - 15 м). Помимо премиального комфорта, просторные суда с мощными двигателями имеют достаточную живучесть для дальних путешествий, ну и на них как-то спокойнее будет за детей и близких. 
  • Рыбалка. Ловить рыбу можно с судна любой компоновки. Если говорить о специфических потребностях рыболовов - спортсменов и любителей, то это - оперативный простор на кокпите (ничего лишнего), возможность установки рыбопоисковой электроники и дополнительного оборудования (лайвелы, даунригеры, подставки, специализированные кресла и т.п.) и наличие большого количества рундуков, чтобы многочисленные снасти и приманки не путались под ногами в процессе борьбы с трофеем. Сейчас у топовых спортсменов чрезвычайно популярны лодки “басовой” компоновки, типа “Волжанка XTR”. Лично мне (а я рыбак со стажем) очень нравятся компоновки central console (для лета и тёплых морей), а учитывая реалии pilot cabin(с учётом реалий бассейнов балтийского и прочих северных морей). Кабинные круизёры, доработанные для нужд океанских рыболовных чартеров нечастые гости в наших водах, но с учётом того, что в Японское море стали в товарных количествах заходить достойные тунцы и махи-махи, могу предсказать появление у камчатских берегов катеров с аутригерами, tuna tower и прочим “фаршем” именно для биггейма. Кстати, для охоты и рыбалки в болотистых протоках, дельтах  рек и на обширных мелководьях очень хороши практически прямоугольные плоскодонки flat boat с водомётами или даже аэро моторами. 
  • Дача. Жизнь или отпуск на воде - тренд, набирающий обороты, развитию которого препятствуют разве что климатические условия в большинстве регионов нашей необъятной. Если вам нужен именно такой спокойный релакс, а не сжигание топлива в бесконечных рейдах, то тихоходный и неповоротливый хаусбот - очень даже классное решение.  

Коммерческое использование частных катеров и лодок. При соблюдении правил эксплуатации и безопасности, а также наличии соответствующих лицензий - почему бы и нет. Опытные рыболовы предлагают свои услуги в качеств гидов и рыбалку “под ключ”, хаусботы и круизёры сдают в аренду, катера открытой компоновки используются в качестве водного такси. Последнее время, часто встречаются на воде весёлые компании или романтические парочки, проводящие досуг на party boat - эдаких лимузинах для подружек невесты, только на воде. Вариантов окупить свои капитальные и операционные затраты на содержание катера не так уж и мало.           

 

Ну что же, друзья!  Пожалуй, мы перечислили все основные мотивации для потенциальных покупателей и соответствующие им типы компоновки катеров и моторных лодок. Кстати, в зависимости от верфи - производителя, 90 % из перечисленных типов судов могут иметь как интегрированный стационарный, так и подвесные моторы, что лишний раз напоминает нам об условности любых классификаций. 

После ответа на вопрос “для чего мне нужен катер?”, круг поиска сужается, но впереди ещё очень важные вопросы - стоимость владения лодкой, классы мореходности маломерных судов, материал корпуса (металл или пластик), выбор типа двигательной установки, купить готовый катер или собрать свой проект, ликвидность лодки на вторичном рынке и т.п. Если вы затрудняетесь самостоятельно ответить на эти вопросы, или вы матёрый и имеющий собственное мнение “мореман” то следите за дальнейшими публикациями на нашем ресурсе - будет интересно и познавательно.

 

Всем здоровья и 7 футов под килем.